вторник, 19 сентября 2017 г.

Мьянма становится горячей точкой для Китая

Мьянма (до 1989 года — Бирма) после получения в 1948 году независимости от Великобритании сразу же погрузилась в гражданскую войну между официальным правительством Бирмы и коммунистической оппозицией, а также с примыкавшими к коммунистам этносепаратистами (шаны, карены, кая, моны, араканцы, качины и др.).

Перелом в этой войне был достигнут к 1989 году, когда Компартия Бирмы была разгромлена, а харизматичные лидеры погибли. Впрочем, основной причиной поражения коммунистической оппозиции стало прекращение их поддержки со стороны Китая в 1988 году. Однако контроль Китая над рядом территорий никуда не девался, а перешёл к вооружённым китайским националистам, которые продолжают получать поддержку извне. В Мьянме проживает 1,5 млн человек китайского происхождения (жители штатов Качин и Шан) и они ассоциируют себя с Китаем, а не с Мьянмой.

Считается, что в 2012 году гражданская война в Мьянме окончилась, и это связано с поражением «Каренского национального союза» — самой непримиримой группировки этносепаратистов, которая единственная выступала за полную независимость каренского народа, но теперь пошла на соглашение с правительством Мьянмы. Победе правительства способствовало появление у государства в 2000-х годах значительных газовых доходов.


Впрочем, как показали последние события, о межэтническом мире в стране говорить рано. Из 60 млн человек, населяющих Мьянму, этнические бирманцы составляют 68%, шаны — 9%, карены — 7%, китайцы — 3%, индийцы — 2%, другие народности — 11%. 

Важнейшим внешним фактором является Китай, для которого территория Мьянмы является кратчайшим выходом к Индийскому океану и логистическим коридором в случае войны. Китай, мощь которого стремительно растёт, вынужден контролировать ситуацию в Мьянме, которая является потенциально антикитайским плацдармом. Сегодня это делается за счёт поддержки, по меньшей мере, четырёх из 20 действующих в Мьянме вооружённых группировок, не вполне подчиняющихся официальному правительству (группировки «Kachin Independence Army», «United Wa State Army», «National Democratic Alliance Army-Eastern Shan State» и «Myanmar Nationalities Democratic Alliance Army»). 

По некоторым оценкам, доля Мьянмы в мировом производстве опиума составляет около 20%, и занимаются этим, главным образом, данные вооружённые группировки на «своих» (плохо контролируемых правительством) территориях. 

Вооруженные силы Бирмы, непрерывно воевавшие на протяжении более чем 60 лет, превратились в одну из сильнейших армий Юго-Восточной Азии. Одновременно военное сословие стало господствующей силой во внутренней жизни Мьянмы и в её политической системе.

Имея большое влияние в обществе, армия во многом переключилась на жестокое подавление мусульман-рохинджа, которые компактно проживают в штате Аракан и впервые появились там ещё в XVI веке, придя из Бангладеш. 

Первая наиболее заметная стычка между рохинджа и араканцами-буддистами — «Араканская бойня» — произошла в 1942 году, после чего этническое противостояние в Аракане уже не прекращалось. Число буддистов, убитых с тех пор мусульманами, оценивают в 50000 человек; одновременно бирманцы также убили множество рохинджа, а около 40000 человек бежали в Бангладеш.

Ситуация обострилась, когда во время межрелигиозных столкновений 2012 года, когда погибли около 200 жителей Мьянмы, а 140 тысяч человек (в основном рохинджа), стали беженцами в Малайзию, Индонезию и Таиланд. Новое обострение произошло в 2016 году, когда «боевики-рохинджа» якобы получили оружие из Саудовской Аравии и Катара и атаковали бирманские полицейские участки в Аракане. Потом последовала жестокая карательная операция.

25 августа радикальные исламисты вновь напали на полицейских Мьянмы. В отношении мусульман-рохинджа последовали репрессии, в которых, как сообщают официальные власти Мьянмы, «погибло 370 боевиков и 15 полицейских». Сочувствующие рохинджа источники утверждают, что «за последние несколько дней буддисты вырезали, сожгли, запытали более 4 тысяч мирных мусульман рохинджа, среди которых сотни детей».

1 сентября тему актуализировал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступивший с речью в правящей Партии справедливости и развития в Стамбуле во время Курбан-байрама.

3 сентября в Москве напротив посольства Мьянмы прошёл несанкционированный митинг, собравший несколько сотен человек мусульман. 

Глава Чечни Рамзан Кадыров даже заявил, что готов «выступить против курса РФ», если российские власти поддержат буддистов, но уже на следующий день обвинил журналистов и комментаторов в том, что они «ложно интерпретировали его слова».

Тем не менее, инцидент с чеченским лидером показал, что мусульмане России превращаются в политическую силу, которая может работать на расшатывание ситуации внутри страны.

Россия до сих пор сохраняла хорошие отношения с центральным правительством Мьянмы, поскольку её интересуют запасы нефти и газа в этой стране в связи с планами расширения поставок углеводородов в Европу. Двусторонний товарооборот в 2015 году составил около 120 млн долл., при этом его большая часть — экспорт из России.

Примечательно, что прежде проблемы мусульман Мьянмы не были в повестке мировых СМИ. Можно утверждать, что раскрутка данной темы приносит сложности не только России, но и Китаю, создавая напряжённость на его границах. 

Митинг мусульман в Москве в связи с «геноцидом рохинджа и проблем Аракана» выгоден Западу, как и окружение Китая зонами нестабильности. 

Мьянма хотя и является отсталой страна ЮВА, сегодня стремительно развивается. В связи с этим она не является «китайской марионеткой», а напротив, временами жёстко подавляет китайских повстанцев, несмотря на возмущения Си Цзиньпина. 

Мусульмане-рохинджа в ответ на действия силовиков Мьянмы усиливают противодействие и нередко нападают на мирное население соседних буддистских деревень, что лишь усиливает взаимную ненависть. Таким образом, данный конфликт не может быть решён в ближайшей перспективе. Кроме того, у рохинджа растёт численность населения, что даёт им ресурс для борьбы за расширение ареала на десятилетия вперёд. 

КНР безусловно продолжит противодействовать влиянию США в Мьянме, поскольку китайские инвестиции в страну достаточно велики (например, был построен трубопровод по импорту в КНР газа, китайский бизнес намерен разрабатывать в Мьянме крупное месторождения лития и др.). 

США, по-видимому, продолжат искусственно разделять ЮВА на мусульманские и буддийские страны (Индонезия и Малайзия — исламские, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Вьетнам — буддистские), чтобы осложнить положение Китая и втянуть его в конфликт.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/myanma-stanovitsya-goryachey-tochkoy-dlya-kitaya.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий