понедельник, 23 октября 2017 г.

Российское хозяйство – развилка-2017

Прибавление оптимизма в ожиданиях динамики российского хозяйства ощущается все более явно, причем как со стороны официальных лиц, так и в профессиональных сообществах, хотя восстановительные тренды все еще не выглядят бесспорно устойчивыми. Вместе с тем, консенсус по поводу стимулов к стабильному росту пока еще не сложился. Правительство по-прежнему акцентирует внимание на точечных экономических мерах поддержки в качестве катализатора ускорения темпов ВВП, тогда как у бизнеса и финансистов сложился запрос на более масштабную «перенастройку» институционально-регулятивной среды.
По мнению главы МЭР Максима Орешкина, экономика РФ вошла в новую фазу долгосрочного роста, которая будет основываться на снижении макронеопределенности, стабилизации условий ведения бизнеса и начале нового кредитного цикла в низкой инфляционной среде. В министерстве по-прежнему уверены: ВВП-2017 прибавит 2,1%. 
Теплеют и экспертные прогнозы. Аналитики, опрошенные Reuters, повысили ожидания темпа текущего года с 1,7% до 1,8%; «Интерфаксом» – с 1,4% до 1,6%. Настроения респондентов Росстата (данные опубликованы 5 октября) также обнаруживают позитивные подвижки: с оптимизмом к вероятным переменам в ближайшие 12 месяцев в экономическом положении страны относятся 23% против 21% во втором квартале. Относительно комфортными остаются (при всех сохраняющихся рисках) внешние факторы, лежащие на стороне глобального хозяйства . Однако, чем заметнее ускорение в его российской части, тем острее ощущение от исторической развилки, когда традиционные драйверы «работают» как бы по инерции, а новым еще предстоит заявить о себе не только в теории, но и на деле (в том числе с опорой на необходимую регулятивную поддержку).
Между тем, наблюдаемые восстановительные тренды не выглядят железобетонно устойчивыми. Опубликованные Росстатом данные о структуре использования ВВП во втором квартале, например, показывают, что значительный отскок показателя вверх (на 2,5%) основывался, прежде всего, на динамике валового накопления (+14,8% после 0,1% в январе-марте), включающего материальные оборотные запасы (они увеличились в апреле-июне на 67% год к году после падения на 85% в первом квартале). В июле-сентябре ситуация стала меняться. В ЦБ РФ прирост валового накопления в эти месяцы оценивают в 6-7%. Одновременно вновь стали сокращаться запасы (на фоне слабого внутреннего спроса на продукцию промпроизводства), что привело к корректировке (судя по опросам ИЭП им. Е.Т.Гайдара) планов выпуска и инвестиций.
В связи с этим неудивительны более скромные экспертные консенсус-ожидания относительно четвертого квартала и года в целом: темп ВВП составит 1,5-2,0%; промышленности – 2,1-2,3%; торговой розницы – 1,0-1,4%; реальных зарплат – около 3%, вложений в основной капитал – 3,7-4,0%. Оценки роста цен в годовом выражении также осторожны – в среднем 3,5-3,7% (при том, что в начале октября инфляция год к году замедлилась до 3%, а сентябрьская дефляция достигла 0,1%).
Аналитики не исключают реализации рисков повышения скорости динамики цен (оживления потребительского спроса , традиционной в конце года бюджетной эмиссии, а также курсовых эффектов вследствие снижения нефтекотировок). При этом рубль, как полагают аналитики, хотя и несколько ослабнет, но будет довольно стабильным. Медианный прогноз на конец текущего года – 58,5-60 руб/$. В МЭР, впрочем, средний курс в четвертом квартале ожидают в 62 руб/$ .
Ожидания такого рода заставляют задуматься о выводе многих экспертов, что особенности макродинамики-2017 вновь указывают на по меньшей мере неослабление углеводородной зависимости российского хозяйства. Темпы промвыпуска существенным образом поддерживаются деловой активностью в добычных отраслях при общей стагнации в обработке. Этот же фактор в летние месяцы позволил сократить с более 10% до 6,7% отставание от прошлогоднего уровня объемов прибыли, полученной компаниями нефинансового сектора. Подорожание Urals в последние месяцы повысило в доходах бюджета долю нефтегазовых поступлений с 35% до 40%. Всего же только за счет экспорта crude oil (благодаря ценовым последствиям соглашения ОПЕК+) госказна до конца года может получить до 1 трлн рублей «сверх плана».
По мнению экспертов, нефтеценовая конъюнктура, существенным образом, что бесспорно, укрепляя восстановительные процессы в экономике, оказывается, как минимум, нейтральной по отношению к качеству роста. Волатильность котировок Brent и др., как справедливо считают в экономическом блоке правительства, остается значимым фактором системных рисков. 
В целях управления ими с 2018 года в практику финансового планирования возвращается бюджетное правило. Планка отсечения на уровне $40 за баррель Urals подлежит ежегодной индексации в 2%. Все нефтегазодоллары сверх этого будут направляться в Фонд национального благосостояния. Бюджетная консолидация, таким образом, получает вполне значимые очертания и сроки. Проблема, однако, в том, что одновременно при сокращении номинальных госрасходов их структура по сути не меняется. Перераспределения в пользу статей, стимулирующих накопление человеческого капитала (образование, здравоохранение, наука и т.п.)  в проект бюджетной трехлетки не заложены . Тем самым на деле не просматриваются и среднесрочные стимулы фискальной политики к изменениям структуры экономики.
В МЭР прогнозируют, что средняя цена российской нефти в текущем году составит $49,9 за баррель (снижаясь с $51 в октябре до $47 в декабре), в 2018-ом – $43,8 за баррель. При таких внешних условиях сохранение темпов ВВП выше 2% в год и инвестиций соответственно на уровне 5-6%, полагают эксперты Центра развития НИУ ВШЭ, «не представляется реалистичным сценарием». Однако и дорогая нефть в интервале $50-60 за баррель – тоже не гарантия. Напомним, что в среднесрочном прогнозе ЦБ РФ даже при этой предпосылке темпы ожидаемого роста остаются на уровне «потенциального выпуска» в 1,5-2,0%. Оценки финансовых аналитиков и вовсе не превышают 1,5% в год.
Между тем, для сохранения нефтецен в комфортном диапазоне (в Минэнерго определяют его на 2018 год в $45-55 за баррель) потребуются немалые усилия, и, прежде всего, в связи с возможной пролонгацией соглашения ОПЕК+ до конца следующего года . Для ВВП-2018 это, конечно, обстоятельство полезное, но вовсе не исчерпывающее. Устойчивость роста требует основательного наращивания регулятивных действий на других направлениях.
Свою версию необходимых структурно-политических мер (под знаком снижения роли немонетарных факторов инфляции) предложил Банк России . Они касаются усиления конкуренции, повышения эффективности работы инфраструктурных монополий и оказания жилищно-коммунальных услуг, укрепления внутреннего финансового рынка (в том числе за счет расширения использования производных инструментов), развития складской и транспортной логистик в агропроме вкупе с налоговым стимулированием переработки сельхозсырья. Видимость «приземленности» намеченных мер, тем не менее, не повод к их недооценке. Речь идет о создании принципиальных оснований для долгосрочной низкой инфляции, как раз и открывающей пространство для структурных сдвигов по вектору несырьевого, высокотехнологичного и «цифрового» развития экономики.
На то, что де факто эти процессы уже начались, указывает динамика банкротств. По данным ЦМАКП, в апреле-июне в такую ситуацию попали 3326 компаний, что на 2,8% больше, чем в предыдущем квартале и на 5,8% выше итога прошлого года. Число признаний в несостоятельности уже на 10-летнем максимуме. Причем «явление» это охватывает все отрасли (две трети кейсов сосредоточены в торговле, сфере услуг и строительстве, но наблюдается их скачек в электроэнергетике, металлургии, машиностроении и пищевой промышленности). По оценке экспертов НИУ ВШЭ, 10% всех ныне действующих предприятий находятся в предбанкротном состоянии, динамично развиваются с уверенностью в будущем лишь 10-14%, остальные «плывут по течению», приспосабливаясь к обстоятельствам, порождаемым неопределенностью в экономической политике на среднесрочном горизонте. Между тем, именно этому большинству требуется предельная ясность – когда и по каким маршрутам конкретно будет осуществляться переход в новую экономику и на каком регулятивно-институциональном «свете» уже в ближайшие месяцы придется находиться компаниям, к тому готовым.
Один из насущных вопросов – поддержка несырьевого экспорта. Его рост фиксируется уже четвертый квартал к ряду (за первые шесть месяцев-2017 он прибавил 18,7%). Наиболее значимый потенциал – у среднего бизнеса. Но как раз до него то и не дотягиваются пока стимулирующие меры. Помощью Российского экспортного центра воспользовались в прошлом году лишь 200 компаний (целевая проекция правительства на 2025 год – 12 тыс), доля же несырьевого прорыва на внешние рынки под «стимулами» едва дотягивает до 11% от его общего объема. 
Но, это – «в принципе». На деле же энтузиазм спадает по мере «утяжеления» безответности запросов на законодательное определение статуса высокотехнологичных компаний, представление им налоговых и таможенных льгот, упрощение процедур внешнеэкономической деятельности, унификацию российских и международных правовых норм, «тонкую настройку» общих регулятивных подходов к различным видам и сферам бизнеса и т.п.
Серьезного прояснения требуют и замыслы «цифровой экономики». Так, реализация соответствующей программы, утвержденной премьером Дмитрием Медведевым еще в июле, уже входит в клинч с исполнением «закона Яровой». Затраты операторов, с ним связанные, по оценке РСПП, к 1 января 2019 года могут превысить 17 трлн рублей (для справки: такая сумма более чем в 8 раз превышает расчетный объем инвестиций, необходимый для «цифровизации» всего электросетевого комплекса РФ).
Войдя в новую фазу роста, российское хозяйство по сути уже вплотную приблизилось к планке потенциального выпуска. Одновременно обозначился и явный риск длительного зависания на этом рубеже в развилке между нефтью и цифрой. Выход из нее до конца десятилетия по маршруту ускорения выше среднемировых или даже вровень с ними все настоятельнее требует определенности в экономической политике на основе системных действий по перезагрузке институционально-регулятивной среды, направленных на снятие структурных ограничений развитию.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/rossiyskoe-khozyaystvo-razvilka-2017.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий