среда, 28 июня 2017 г.

Андрей Виноградов. Два года следствия с туманным итогом.

По данным источника в СКР, в скором времени может быть передано в суд одно из самых резонансных уголовных дел, которые возбуждались за последние десятилетия в Дагестане. Внезапное задержание главы Кизлярского района Андрея Виноградова и последующий обыск в доме его покровителя Сагида Муртазалиева всколыхнули регион. 

В привыкшей к криминальному беспределу республике разгром мощнейшего организованного преступного сообщества восприняли неоднозначно. Одни откровенно ликовали, вторые недоверчиво пожимали плечами, третьи пытались организовать акции протеста.

Кровожадный, неугомонный, беспредельщик, – какими только прозвищами не наделяли в Дагестане олимпийского чемпиона Сагида Муртазалиева. Прижилось только одно: Голодранец. Подросток из бедной многодетной семьи очень рано познал путь к успеху в полукриминальной республике. Упорные занятия вольной борьбой, восхождение на спортивный олимп, становление в криминальном мире и последующая политическая карьера – такой путь прошли многие «видные общественные и политические деятели» Дагестана. Сагид Муртазалиев превзошел всех. 
Муртазалиев никогда не сколачивал банальную банду. Его криминальное окружение не ограничивалось десятком бандитов. С юных лет Муртазалиев старательно выстраивал вокруг себя ореол предводителя мафии, вовлекая в ее ряды максимально широкий круг адептов. Год за годом в ряды мафии вливались знакомые с ним спортсмены, криминальные элементы, не нашедшая себя молодежь. 

Покровительство Муртазалиева гарантировало защиту и заработок. И молодежь тянулась, рвалась к нему. Быть членом мафии было престижно. Разбогатев и окрепнув за счет все более расширяющегося криминального сообщества, Муртазалиев упорно стремился к политическим вершинам, понимая, что, только совместив криминальную власть с официальной сумеет стать неуязвимым. Правда, прийти к своей цели он сумел не сразу. 
В 2004 году его политическим планам помешала воля руководителя республики Магомедали Магомедова, который категорически не желал отдавать Кизлярский район в руки откровенного уголовника Муртазалиева. Противостояние криминалитета кизлярщины с руководством республики вылилось в теракт. 
В 2005 году на подъезде к Кизляру был подорван автомобиль с республиканскими чиновниками, направленными для противодействия Муртазалиеву. Сам Муртазалиев сумел продвинуть на повторных выборах в главы района доверенного к себе Вячеслава Бурова, желая занять при нем пост главы администрации и сосредоточить в своих руках всю власть в муниципалитете – криминальную и официальную. Однако удержать успех не сумел, и желаемый пост занял ставленник руководства республики. 
Именно в этот период в криминальное окружение Муртазалиева вливается уроженец Минеральных Вод Андрей Евгеньевич Виноградов, получивший к тому времени высшее юридическое образование. Изучив законы, Виноградов видимо понял, что без нарушения их требований быструю карьеру и легкие деньги не сделать и вскоре сумел занять вакантную должность штатного киллера в ОПС Муртазалиева. Таланты стрелка по двигающимся мишеням Виноградов впервые проявил на окраине села Акнада Кизилюртовского района республики, лично застрелив Магомеда Джапарова, Абдулхамида Гаджиева и Аминат Чаранову, приехавших на встречу с Муртазалиевым. Погибших Муртазалиев подозревал в организации покушения на себя. 
Именно Виноградову, проявившему себя решительным и бездушным преступником, в 2007 году Муртазалиев поручил убить и заместителя главы администрации Кизлярского района Магомеда Омармагомедова. Всячески противодействуя политическим планам Муртазалиева, Омармагомедов вопреки его воле решив избираться от родного района и депутатом Народного Собрания республики. Когда 17 января Омармагомедов не появился в администрации на вечерней планерке, оставалась надежда, что чиновника похитили для последующего получения выкупа. Однако уже на следующий день в лесополосе был найден его сожженный автомобиль. Собственноручно убив, расчленив и захоронив в разных участках леса труп Омармагомедова, Виноградов окончательно стал повязан с Муртазалиевым кровью. 
Не удивительно, что в скором времени в его жизни начали происходить удивительные метаморфозы. Сперва он получил работу в администрации района, который в марте 2007 года, все-таки возглавил Сагид Муртазалиев. Затем принял ислам, отказавшись ради денег и карьеры от родной православной веры. Следом, приняв исламское имя Юсуп, породнился с Муртазалиевым, женившись на его родственнице. А спустя еще пару лет занял пост главы Кизлярского района, который освободился после перехода Муртазалиева на пост управляющего дагестанским отделением Пенсионного фонда. 
Все официальные успехи в продвижении по карьерной лестнице Виноградов активно и усердно отрабатывал совершенными по заказу Муртазалиева преступлениями. Одновременно с ростом в качестве муниципального чиновника, рос и криминальный статус новоиспеченного мусульманина Юсупа. Теперь он все больше исполнял преступления не собственноручно, а выступал в роли их организатора, находя подходящих исполнителей, передавая им деньги, оружие, транспорт, составляя планы совершения преступлений. Из рядового киллера ОПС Виноградов постепенно дорос до статуса правой руки Муртазалиева по части устранения неугодных. 
Именно со времени перехода Муртазалиева на работу в Пенсионный фонд кровавый сериал Виноградова стал набирать обороты. Так, 21 апреля 2010 года был застрелен в собственном автомобиле в селении Красный Восход казачий атаман Петр Стаценко. Считавшийся главным защитником прав русского населения на Кизлярщине Стаценко пользовался большим авторитетом и активно противодействовал интересам Сагида Муртазалиева в районе. Характерно, что, организовав убийство Стаценко, Виноградов не только устранил очередного принципиального оппонента Муртазалиева, но и освободил для него ранее занимаемую Стаценко должность начальника газовой службы района. Неудивительно, что вскоре после убийства Стаценко на должность начальника газовой службы района был назначен один из многочисленных братьев Муртазалиева. 
Еще одним из оппонентов Муртазалиева, чье убийство организовал Виноградов, стал начальник районного отдела Центра противодействия экстремизму (СПЭ) республиканского МВД Шевкет Куджаев. 3 августа 2010 года Куджаева расстреляли из автоматов около дома боевики кизлярской диверсионно-террористической группы, деньги и задание которым передавал лично Виноградов. За убийство высокопоставленного полицейского Муртазалиев передал Виноградову 2,7 миллиона рублей и 100 тысяч долларов, которые тот передал лидеру террористов Абдулле Саадулаеву. Оформив преступление в виде атаки террористов, Муртазалиев и Виноградов продолжили создавать вокруг себя ореол патриотов и верных государственников. Один приступая к разворовыванию средств материнского капитала в ПФР, второй осваивая бюджет Кизлярского района. 
Следующим преступлением, которое по заказу Муртазалиева организовал Виноградов, стало совершенное 23 августа 2010 года покушение на заместителя главы города Кизляра Василия Наумочкина. Принципиальный Наумчокин пытался препятствовать планам Муртазалиева по продвижению своих людей в руководство городом, за что и получил пулю. Несмотря на то, что убить Наумочкина не удалось, своей цели преступники добились. Раненный Наумочкин перестал мешать Муртазалиеву, а само преступление осталось нераскрытым. Как и в ходе убийства Омармагомедова, скрывшиеся с места преступления киллеры сожгли использовавшийся автомобиль, чтобы скрыть улики. 
Оценивая фигуру Виноградова в тот период, стоит отметить, что это был уже весьма богатый и влиятельный глава муниципалитета с большими перспективами, которому при этом едва исполнилось 28 лет. Не секрет, что перебравшийся в Махачкалу Муртазалиев, словно оправдывая свое прозвище «Голодранец», уже отчаянно пытался занять пост руководителя республики. 
Однако подлинного авторитета в районе Виноградову не придал ни высокий пост, ни многочисленная охрана, которую ему оставил после себя Муртазалиев. Попытки малолетнего выскочки, о выдающихся криминальных «талантах» которого мало кто знал, утвердиться в роли главы района лишь раздражали население. Очевидно, что именно это в 2012 году и привело к кровавой бойне. Произошедшие средь бела дня события должны были привести Виноградова на скамью подсудимых. Однако тотальная коррупция и криминальные рычаги Муртазалиева вновь вернули Виноградова в кресло главы района, в очередной раз доказав всему миру, что Дагестан – это территория криминала и беззакония. 
Бытовая ссора, которая произошла 18 марта 2012 года у ворот частного рынка в Кизляре, в виду неуемных амбиций и комплексов Виноградова привела к массовому убийству. Привыкший под покровительством Муртазалиева к полной безнаказанности один из охранников Виноградова, остановившись у ворот рынка, перекрыл проезд. Просьба владевшего рынком депутата районного собрания Магомеда Гамзатова убрать машину была встречена угрозами и оскорблениями, однако персона Виноградова, имя которого обнаглевший охранник назвал в качестве своего нового покровителя, не вызвала ожидаемой реакции. Оскорбив в ответ и самого охранника и Виноградова, которого тот охранял, владелец рынка тумаками заставил его убраться. 
Вскоре узнавший о происшествии Виноградов рассвирепел. Проглотив оскорбление, он потерял бы остатки уважения даже в глазах собственных охранников. Но и «разобраться» в ситуации, как поступил бы Муртазалиев, ему было не по силам. Как известно, слабость всегда порождает жестокость. Не способный заставить себя уважать, Виноградов решил жестоко покарать обидчика. Подъехав в окружении всей своей охраны к рынку, Виноградов приказал обесточить торговую точку, чтобы отключить камеры наружного наблюдения, после чего приступил к бойне. Неожиданно ворвавшись на территорию рынка, Виноградов с охранниками расстреляли из пистолетов и автоматов самого владельца рынка и троих его близких родственников. Несмотря на отключенное электричество, в соцсетях в тот же день стали распространяться многочисленные видеоролики, сделанные на мобильные телефоны случайными очевидцами, а информация о том, что массовое убийство совершил Виноградов со своими охранниками, стала общеизвестной. 

Само побоище на Кизлярском рынке получило криминальных хрониках название «Убийство братьев Гамзатовых», став наряду с массовым убийством в Кущевке еще одним преступлением, продемонстрировавшим всю глубину беззакония, коррупции и засилья организованной преступности в России. 
Под нажимом очевидных улик и широкого общественного резонанса в ситуацию был вынужден вмешаться президент Дагестана, временно отстранивший Виноградова от руководства районом. Однако коррупционные связи и криминальный нажим Муртазалиева на свидетелей и сотрудников правоохранительных органов позволил вывести Виноградова из круга подозреваемых, вернув его вновь должность главы района. Позднее, аналогичными методами Муртазалиев добился оправдательного решения от присяжных, которые заседали на суде над участвовавшими в убийстве Гамзатовых шестью охранниками. Давление на суд присяжных наверняка попытаются оказать по знакомой схеме в ходе суда над Виноградовым, который также незамедлительно скроется после освобождения за границей, где его уже два года дожидается скрывшийся от следствия криминальный покровитель Сагид Муртазалиев. 
В ходе судебного расследования родственники убитых заявляли об отводе присяжных заседателей, в чьих анкетных данных обнаружились подозрительные погрешности. Привлекали известных адвокатов, заявляли о необходимости проведения экспертиз. Однако это не помогло им добиться справедливости. Новый состав присяжных заседателей принял решение освободить убийц, которые из опасения кровной мести незамедлительно скрылись за границей. 
Приступивший снова к работе в окружении уже новых охранников Виноградов вскоре организовал в Кизляре очередное резонансное преступление. Мишенью в этот раз стал Сергей Сайпутдинов, руководивший охранной магистрального нефтепровода «Баку-Новороссийск» и мешавший Муртазалиеву как и раньше похищать из трубы десятки тысяч тонн нефти. В конце июля 2012 года Сайпутдинова застрелили в Кизляре, а уже вскоре на нефтепроводе был вновь отмечен сильный дебаланс нефти. Помешать криминальному беспределу на Кизлярщине сумели лишь в 2015 году. Однако в скором времени Виноградов вновь может оказаться на свободе и возможно опять попытается «поруководить районом». 
С учетом имеющегося у членов ОПС Сагида Муртазалиева опыта оказания давления и подкупа присяжных заседателей, такой расклад событий вполне вероятен. Однако нужен ли Кизлярщине подобный «лидер», который ради карьеры и денег предал свой народ и свою веру, пойдя в услужение к криминальному «авторитету»?

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/andrey-vinogradov-dva-goda-sledstviya-s-tumannym-itogom.html